Мир накануне 2 мировой войны презентация. Презентация по всемирной истории западный мир накануне второй мировой войны

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны - это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны - это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада - Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

С третьей стороны был Советский Союз, который создавал в Европе «систему коллективной безопасности », не желая также втягивать себя в военный конфликт на чьей-либо стороне, но постоянно следящий за действиями германского фашизма и англо-французской политикой.

В конце 1930-х гг. мир потрясло невиданное до этого времени пренебрежение международным правом и законами.

В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту страну, присоединив её к Германии. Произошёл аншлюс Австрии, на что мировое сообщество в большинстве своём закрыло глаза. Тогда же Гитлер предъявил претензии на чехословацкую область Судеты, где большинство населения составляли немцы. Чехословакия оказалась под угрозой военного вторжения. СССР предложил Праге помощь, но для этого ему надо было провести свои войска через Польшу, отношения с которой были очень плохими. В итоге, мировое сообщество сначала заставило Прагу отдать Судеты, а затем, осенью того же 1938 года , расчленило саму Чехословакию. Осенью 1938 года в Мюнхене собрались главы 4 государств - Германии, Франции, Италии и Англии. Следуя «политике умиротворения », Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию, предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как «Мюнхенский сговор ». Чехословакия была поделена между Германией (большая часть), Польшей и Венгрией. Вернувшийся в Лондон британский премьер Чемберлен самоуверенно заявил англичанам: (Рис. 2).


Рис. 2. «Я привёз вам мир» ()

На Дальнем Востоке японская армия оккупировала восточное побережье Китая и устраивала провокации против СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии, которую Советский Союз пообещал оборонять от японцев. Обе военные провокации были сломлены Красной Армией.

Видя накаляющуюся обстановку в Европе и мире, СССР предлагает странам Запада - Англии и Франции - пойти на сближение, противостоя, тем самым, как и в Первую мировую войну, Германии, понимая, что она не сможет воевать на два фронта. Такое предложение не могло удовлетворить англичан и французов, т.к. их политика была направлена на то, чтобы развернуть захватнические устремления Гитлера на Восток - Польшу, СССР, Балканы. Делая уступку за уступкой, веря, что Германия за «закрытие глаз» на нарушение всех международных законов, никогда не повернёт против них силу, англичане и французы крепко ошиблись.

Видя, что Англия и Франция не желают заключать договоры о взаимопомощи, СССР начинает вести свою политику, не оглядываясь на страны Запада. В одночасье он меняет свою внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписывает Договор о ненападении с Германией (Рис. 3), тем самым, разворачивая Гитлера с Востока на Запад, выигрывая для себя пару лет для подготовки к войне, т.к. в Москве мало кто сомневался, что рано или поздно война с Германией произойдёт. Это был решающий ход в мировой политической системе. Страны Запада, потворствуя Германии, сами стали заложниками такой системы.

Рис. 3. После подписания Договора о ненападении между СССР и Германией ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 11 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 3-6 на с. 122.

2. В чём была суть «политики умиротворения»?

3. Почему стало возможным сближение Германии и СССР?

Сценарий открытого урока

«Мир на пути ко второй мировой войне»

Разработала Гаврилова С В

учитель истории и обществознания

МБОУ ООШ № 36

Введение

В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России, всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов), учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.

Применения кейс-методов на уроке способствует формированию у учащихся учений и навыков, таких как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов, умения правильно анализировать исторические ситуации.

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с текстом то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.

Тесты ГИА и ЕГЭ по истории усложняются. В части А последние два года больше заданий по распознанию текста (о ком слова, кем сказаны, какое историческое событие отражают и т.д. Часть В это работа со схемами, картами, иллюстрациями и т.д. Проблемной остаётся подготовка части С, где работа с текстом объёмная, тексты сложные. В результате выпускник должен знать не только фактический материал, а уметь логически сопоставлять его с историческими источниками. И здесь нам может помочь кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения, в основу которой положена теория проблемного обучения позволяет на уроке:

    иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий

    стимулирует познавательную активность обучающихся

    способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)

    способствует развитию различных практических навыков

    актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы

Сценарий урока.

Тема урока «Мир на пути ко второй мировой войне»

Эпиграф урока: «Войну начинают не военные

Войну начинают политики».

У. Уэстморланд.

Цели урока.

Обучающая:

сформировать представление о противоречивости внешней политики европейских государств, причинах и последствиях этой политики

Развивающая:

развивать основные общие учения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов

Воспитывающая:

Воспитание патриотических чувств, негативного отношения к войне и насилию в любых проявлениях, воспитание чувства гордости за свою Родину, которая оказалась единственной страной способной последовательно проводить миролюбивою политику.

Наглядность и оборудование урока: атласы по куру всеобщей истории,

таблички с названием государств, раздаточный материал для каждой

группы (см. Приложение), компьютер, проектор.

Ход урока

I этап урока - организационный.

Задача учителя подготовить учащихся к работе в группах. Для этого необходимо:

    Подготовить рабочее место для групп

    Разделить учащихся на группы и разместить их в классе с условным названием: «Англия», «Франция», «США», «Германия и Италия», «СССР» Правители каждой державы занимают свой стол, на котором ставится табличка с названием государства.

    Подготовить раздаточный материал (атласы, бумагу, ручку.)

Всё это необходимо сделать до начало урока, чтобы сразу после звонка приступить к работе.

II этап - актуализация опорных знаний в ходе беседы с учащимися. (7мин)

Задача учителя помочь учащимся определить тему и цель урока. Актуализация знаний по международным отношениям после окончания первой мировой войны в форме фронтальной беседы по итогам и последствиям 1 мировой войны.

Учитель: ребята, определите тему сегодняшнего урока?

Учитель раздаёт кейсы в которых представлена информация внешней политики европейских стран после Первой мировой войны и учащиеся анализируя их, определяют задачи внешней политики западных стран перед началом второй мировой войны и тему урока.

Задание №1

Определить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств.

Основная задача, стоящая перед каждой группой.

Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» (данный вопрос представлен на слайде).

Представленный материал для групп:

А)расстановка сил в Европе в 30-х гг.

Б) выписки из протоколов международных переговоров накануне войны

В)карточка с заданием и условиями его выполнения (кейс)

г) организационная памятка

Д.) бумага для ведения записей

Е) варианты для оформления вариантов решения проблемы.

После работы учащихся в группах над кейсами, они подводят итог, определяя тему урока: МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Учитель: Изучение истории второй мировой войны. Вторая мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 население земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах. Долгих 6 лет длилась эта война, самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50-и млн. жизней, из которых не менее половины - сыны и дочери нашего бывшего СССР.

На подготовку этого мирового вооружённого конфликта оказало влияние такое количество факторов, в его вызревании переплелось столько разнонаправленных событий, что даже профессиональным историкам напросто разобраться в нагромождении военно-политических и дипломатических сюжетов. И сегодня на уроке мы попытаемся в предыстории второй мировой войны.

Учитель: прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, вспомните, чем характеризовалось международное положение накануне войны?

В результате беседы, ученики подчёркивают, что особенности развития международных отношений сводились к следующему:

    Стремлением стран проигравших первую мировую войну, к реваншу

    Недоверием между странами - союзниками в первой мировой войне, углубившееся в период мирового экономического кризиса

    Недоверием стран Запада к проводимой внешней политики СССР

    Недооценка мировым сообществом угроза фашизма, который расценивался лишь как внутренняя политика в Германии, Италии.

    Утверждения силы как главного средства завоевания мирового государства

Учитель: поэтому побеждённые страны решили взять реванш, ребята ответьте какие меры они предпримут, работая с кейсами они приходят к следующим выводам:

    нарушением условий послевоенного урегулирования со стороны стран, проигравших 1 мировую войну (Германия, Италия)

    стремление этих стран создать военно-политический союз для координации своих действий

    угроза слома Версальско-Вашингтонской системы

    обострением международных отношений.

Учитель: из сделанного вывода вытекает проблема, которая до сих пор волнует многих историков:

III этап - усвоение нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. (7-10мин).

Цель: выяснить последствия противоречивого характера внешней политики европейских государств и дать ответ на проблемный вопрос: можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Для этого необходимо:

    Определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войны.

    Определить и объяснить выбор союзников среди европейских государств

    Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»

(данная последовательность выполнения работы раздаётся каждой группе, которая ищет ответы в предложенных кейсах)

Задача учителя - организовать деятельность групп и контролеров, помогать группам и контролёрам в работе, поддерживать высокий темп в работе.

Учитель: для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос вам передаётся набор - кейс, который содержит необходимую информацию для решения учебной задачи. После изучения проработки проблемы группа разрабатывает свой проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. Способ представления результатов работы представлен в кейсе и презентации (приготовленной дома, каждой группой)

Учащимися самостоятельно работают над кейсами, выполняя следующие задания

Задание № 1.

1. Прочитайте информацию о своей стране.

2. сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны

Дополнительные вопросы для итоговой беседы.

А) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами своей страны?

Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими странами?

Задание № 2.

    Выделить среди внешнеполитических задач страны главную. Изучить материал о других странах.

    Найти себе союзников во внешней политике и объяснить свой выбор.

V-й этап. Представление итога работы (10-15 мин). Каждая группа представляет Презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы)

Учитель: сформулируйте вывод по данной проблеме (1-2 предложения): Можно ли предотвратить начало второй мировой войны? Регламент работы 3-4 мин минут.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

А) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?

Б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада?

VI этап - закрепление полученных знаний (7 мин)

    Учитель на сладе представляет ученикам « Причины краха механизма предотвращение международного кризисов»

Учащиеся записывают в тетрадях:

    Неготовность к решительным действием

    Недооценка опасности (приход Гитлера к власти)

    Политика умиротворения Германии

    Американский изоляционизм.

    Учитель комментирует схему на слайде: «Основные события внешней политики накануне второй мировой войны» и подводит итог урока: «Используя в качестве повода к войне устроенную самими немцами инсценировку нападения на радиостанции в приграничном немецком городе Глейвице, 1 сентября 1939г в 4 часа 45 мин вермахт, осуществляя план «Вайс», начал боевые действия против Польши. Началась вторая мировая война».

    Обобщающее выступление учителя.

На первый взгляд ситуация в 30-х гг кажется парадоксальной. державы получившие наибольшие выгоды от победы в первой мировой войне - Англия и Франция, сохраняли союзнические отношения. Тесные связи оставались, были у них, особенно у Англии, с США. Тем ни менее эти страны не оказали серьёзного противодействия разрушения Версальско-Вашингтонской системы своими конкурентами в Европе и Азии, даже содействовали укреплению их позиций.

Советские лидеры видели причины уступчивости стран Запада и их стремлению подтолкнуть Японию, Германию и Италию к агрессии против СССР. В действительности ли дипломатия Запада стремилась избежать нового кровопролития общемирового масштаба? С какой целью она шла на уступки державам, добивающимся ревизии итогов первой мировой войны? Какое место отводилось в новой международной обстановке СССР? На все эти вопросы мы постарались сегодня ответить.

В заключении учитель приводит слова древнего философа Теренция:

«Прежде чем прибегнуть к оружию, разумный человек испробует все остальные средства»

Ученики анализируют высказывание

    Оценивание учителем учащихся (5 мин)

Заключение

Мы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Наши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы.

Данная технология мотивирует учащихся на изучение предмета, на занятиях создаётся ситуация успеха, стремление доказать свою точку зрения приводит к изучению ими большого количества дополнительного материала, что в свою очередь влияет на повышения качества образования и более глубокой подготовке к итоговой аттестации.

Слайд 2

Внешняя политика Германии была направлена на подготовку и развязывание войн для установления мирового господства. Продолжалось вооружение. Фашистские руководители уверяли, будто Германия вооружается ради ограждения других государств от угрозы большевизма.

Слайд 3

«Мне придется играть в мяч с капитализмом и сдерживать Версальские державы при помощи призрака большевизма, заставляя их верить, что Германия – последний оплот против красного потопа. Для нас это единственный способ пережить критический период и разделаться с Версалем»

Слайд 4

В 1935 году Германия объявила об отказе от условий Версальского договора и начала создание военно-морских сил и авиации

Слайд 5

В мире возникли два очага военной напряженности

Япония (с 1931 года ведет войну против Китая) Германия

Слайд 6

Система коллективной безопасности

Среди западных стран (Англии и Франции) и СССР появилась идея о создании системы коллективной безопасности В 1934 году СССР вступил в Лигу Наций 1935 год – заключен договор о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией

Слайд 7

Мюнхенский сговор 1938 г.

Слайд 8

В Судетской области Чехословакии проживали этнические немцы. Данный факт послужил поводом для Гитлера требовать присоединения Судет к Германии.

Слайд 9

29 сентября 1938 года в г. Мюнхене собрались лидеры Германии (Гитлер), Италии (Муссолини), Франции (Даладье), Англии (Чемберлен)

Слайд 10

Итоги Мюнхенских соглашений

Судетская область передана Германии Германия подписала с Англией и Францией договор о ненападении Разрушена система коллективной безопасности

Слайд 11

Начало агрессии

1939 год – немцами оккупирована Чехословакия 1939 год – Италия захватила Албанию 1939 год – Германия предъявила территориальные претензии Польше

Слайд 12

Попытка воссоздать систему коллективной безопасности

(Июль – август 1939 года) – англо-франко-советские переговоры зашли в тупик. Причина: взаимное недоверие

Слайд 13

Пакт Молотова-Риббентропа

  • Слайд 14

    23 августа 1939 года в Москве был подписан пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему о «разделе сфер влияния» в Восточной Европе.

    Слайд 15

    Значение подписания пакта

    Пакт дал возможность СССР подготовиться к войне Пакт помог избежать СССР войны на два фронта (урегулированы отношения с Японией) Секретный протокол разграничил сферы влияния: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия, Финляндия признавались сферами интереса СССР

    Слайд 16

    Осенью 1939 года на этих территориях под давлением Москвы были созданы «народные правительства». Бывшие страны объявлены социалистическими республиками в составе СССР Автор работы: Мусатова Елена Борисовна МОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

    Посмотреть все слайды

    Урок всеобщей истории 11 класс « Мир накануне Второй мировой войны».

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цели урока:

    способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,

    причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;

    способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

    Оборудование урока: учебник, исторические документы.

    План урока:

    1. Вводное слово учителя.

    5. Мюнхенский сговор 1938 г.

    Ход урока:

    В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

    Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

    Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).

    Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).

    Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).

    А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).

    Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

    Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

    2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

    Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия. Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща. Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис.

    До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

    У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: - Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

    Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.

    Германия - пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».

    Т.о., к 1936 г.- путь к перевооружению был расчищен.

    3. Несостоятельность Лиги Наций.

    В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.

    В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.

    И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.

    4. Военно-политический блок «Берлин – Рим - Токио».

    Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.

    Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».

    Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

    5. Мюнхенский сговор 1938 г.

    Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.

    29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.

    6. Провал идеи коллективной безопасности.

    В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

    Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

    У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

    23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.

    1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

    Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

    Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.

  • gastroguru © 2017